Государственное учреждение здравоохранения

Липецкая городская поликлиника №5

Адрес: 398024, г. Липецк, пр. Победы, д. 61

Телефон: +7 (4742) 50-12-20, +7 (4742) 50-12-21

e-mail: gp5@zdrav48.ru

Чернобыль. Как это было


ИСТОРИЯ БЕДЫ
 
К весне 1986-го четвертый энергоблок ЧАЭС работал уже 2,5 года. Его остановка для текущего среднего ремонта была запланирована на 25 апреля. Перед остановкой было решено провести испытание турбогенератора №8 в режиме выбега с нагрузкой для собственных нужд. Что такое «выбег генератора»? Если отключить подачу пара в турбину, она будет вращаться инерционно. Авторам эксперимента было интересно проверить, насколько хватит энергии ротора для производства электроэнергии и поддержания производительности собственных механизмов и всего блока в нештатной ситуации — обесточивания. Такой режим может произойти при срабатывании быстродействующей системы аварийного охлаждения реактора. Такие испытания и ранее проводились успешно на Чернобыльской станции...
 
А вот в тот раз программа испытаний была плохо подготовлена, меры безопасности организованы очень формально, а значит непрофессионально.
 
Раздел программы «о мерах безопасности» обязывал все переподключения делать с разрешения начальника смены станции, а в случае аварийной ситуации — действовать в рамках «местных инструкций»... Но не были указаны дополнительные меры безопасности на случай нештатной ситуации. А ведь испытания предписывали отключение системы аварийного охлаждения. Автоматическая защита и система аварийного охлаждения реактора на время испытаний были отключены, это чтобы не было их «ложного срабатывания» во время намеченного эксперимента. Объясняя мотивы последующего поведения персонала (операторов, старших на смене) специалисты, судьи и подсудимые объясняют стремлением этих людей быстрее закончить испытание, выполнить приказ. А где инженерное сопровождение, усиленный технологический контроль с участием физиков-конструкторов, служб Главного инженера Министерства энергетики и электрификации? Эти и другие вопросы потом задавали 23 эксперта из ведущих институтов СССР, докладывавшие в августе 86 года Правительственной комиссии. Эти вопросы были и в судебных протоколах, и в выводах при вынесении приговора директору АЭС Брюханову В.П. и его главным специалистам.
 
ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЕЛ ВЗРЫВ?
 
Многие, почти все, ответы на этот вопрос содержатся в «математической модели процесса развития аварии». Эта модель была подготовлена группой ученых страны для совещания экспертов МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергетике) с четкими выводами и подробными комментариями.
 
25 апреля 01.00
Операторы приступили к снижению мощности реактора.
Через 12 часов (в 13 часов 05 минут) восьмой турбогенератор был отключен от сети и перешел на энергопитание собственных нужд — четырех главных насосов, других агрегатов.
 
25 апреля 14.00
Система аварийного отключения реактора отключена от контура принудительной циркуляции.
К 23 часам 10 минутам продолжалось снижение мощности реактора, оператор отключил ЛАР-(систему локального автоматического регулирования), что противоречит регламенту эксплуатации реактора, технической безопасности. А дальше происходило следующее:
— датчики и приборы разбалансировались, их показания были «неадекватными»;
— оператор (рядом с ним не было опытного инженера, да и детального предварительного тренинга не было) стал наблюдать как мощность реактора по показаниям датчиков резко снижается - от 700МВт до 30 МВт...
— в течение 50 минут оператор вручную (!) устранял разбаланс измерительной части на пульте управления реактором, не совсем понимал и не отдавал отчет о происходящих физических процессах.
 
26 апреля 01.00
Операторы тоже вручную стабилизировали процесс снижения мощности реактора, но она подскочила до 200 МВт, почти в семь раз!
В последующие 40 минут происходило медленное «отравление» реактора специальными стержнями-поглотителями, которые опускаются в активную зону.
 
РУКОТВОРНОЕ ГОРЕ
 
Эксперты утверждают, что персонал «не был готов, не знал о возможных опасностях». Кроме того, операторы «допускали отклонения от выполнения программы, создавая тем самым условия для возникновения аварийной ситуации»... (Жесткая оценка, но другую после случившегося, ожидать было бы нелепо).
 
До возникновения взрыва оставалось 20 минут...
Операторы решают продолжить испытание — эксперимент (!)
 
26 апреля 01.03
Операторы вручную включают два циркуляционных насоса в дополнение к шести работающим — для охлаждения активной зоны.
Восемь насосов подняли давление и в 3 раза увеличили расход воды через системы охлаждения реактора — до запредельного уровня. За 4 минуты до взрыва оператор вручную продолжает удерживать в рамках безопасности давление воды и пара, пытается их снизить. Это не удается, давление увеличивается в 4 раза от исходного.
 
До взрыва остается 56 секунд...
 
Создав математическую модель, академики — эксперты, как врачи-патологоанатомы, потом сделают заключение: «оператор на распечатке программы быстрой оценки запаса реактивности увидел, что оперативный запас реактивности составлял величину, требующую немедленной остановки реактора. Тем не менее, это персонал не остановило и испытания продолжились»
 
26 апреля 01.23.04
В этой нервной стрессовой ситуации кто-то отдавал команды, кто-то их выполняя, возможно забыв «что» и «где» отключалось в машинном зале предыдущей сменой, кто-то посчитал сверхпрочной систему надежности в конструкции «ядерной кастрюли», но все в этот миг, наверняка, не рассуждали о своей высокой ответственности перед народами страны и мира, перед своими семьями, перед Богом и людьми...
 
26 апреля 01.23.40
Уже была потеряна возможность автоматической остановки реактора.
Начальник смены дает команду нажать кнопку АЗ-5. Это аварийная защита... Все стержни АЗ пошли вниз. Опоздали…
 
АВАРИЯ
 
Те, кто был в этот миг на станции услышали удары. Это остановились стержни-поглотители...
 
26 апреля 01.24
Свидетели и очевидцы примерно в это время услышали два взрыва.
Над четвертым блоком АЭС взлетели горящие предметы, куски конструкции, полетели искры, загорелась крыша.
 
За несколько мгновений до этого внутри реактора, в активной зоне, от избыточного давления, интенсивного парообразования, разогрева и разрушения топлива, бурного вскипания и разрушения теплоносителя (труб с водой-паром) — произошел тепловой взрыв.

Пары воды попали в зону термоядерной реакции, возникший взрыв разломил, разорвал многослойную (из прочного металла в три оболочки и тяжелого спецбетона) конструкцию. Соприкосновение водородной смеси внутреннего взрыва с кислородом — привели к страшному «термоядерному» взрыву, образовавшему адский всеубивающий костер на развалинах энергоблока.

Московское время 01 час 24 мин.


Чернобыль. Как это было (2)
Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?